Создание многочисленных кадетских корпусов, по мысли Николая I, объяснялось не только необходимостью дать военную подготовку будущим офицерам, но также стремлением заложить в будущих слуг отечества соответствующий моральный дух.
Пролог:
Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России. Возникнув еще в XVIII веке они стали первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих.
14 января 1701 г. вышел Указ Петра I об открытии Школы математических и навигацких наук, которая позволила готовить будущие военные кадры для руководства подразделениями и частями.
29 июня 1731 г. по Указу императрицы Анны Иоанновны был создан Сухопутный шляхетский кадетский корпус,после которого во всех официальных документах появилось слово кадет и кадетские корпуса.
21 марта 1805 г. появляется разработанный при непосредственном участии императора Александра I «План военного воспитания».
29 марта 1805 г. учреждается особый «Совет о военно-учебных заведениях», первейшая задача которого состояла в унификации всей системы воспитания и образования в кадетских корпусах.При Александре I было положено начало системе управления военно-учебными заведениями России из единого центра.
«Одною мыслию к одной цели»
Наибольший вклад в создание и развитие российских кадетских корпусов внес император Николай I (1825-1855). Существовавшие в первой четверти ХIХ в. военно-учебные заведения далеко не удовлетворяли потребности армии в комплектовании ее офицерскими кадрами.
За период с 1800 по 1825 гг. из Пажеского, 1-го и 2-го кадетских корпусов было выпущено в войска 4845 офицеров, т.е. среднее количество ежегодно выпускаемых офицеров составило 200 человек. Перечисленные выше учебные заведения обеспечивали замену в армии не более шестой части всех открывавшихся ежегодно офицерских вакансий.

Николай I. Портрет работы Е.И. Ботмана
При Николае I начинает складываться наиболее рациональная система кадетских корпусов. Император решил:
«дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, для направления одною и тою же мыслию к одной и той же цели»
По мнению Николая I, кадетские корпуса ко времени его вступления на престол выполнили свою просветительскую функцию, первоначально возложенную на них при создании, и теперь должны были сосредоточить свое внимание на подготовке исключительно офицеров.
Общее положение и единый Устав
11 мая 1826 г. для разработки нового положения о военно-учебных заведениях по указанию императора был образован комитет под председательством инженер-генерала Оппермана. На комитет была возложена задача подробно рассмотреть организацию учебного процесса и воспитательной работы в российских военно-учебных заведениях и внести свои предложения по дальнейшему развитию военного образования в России.
Результатом четырехлетней работы явился проект «Общего положения и Устава для военно-учебных заведений». Цель всех учебных заведений состояла в подготовке сыновей дворян к военной службе.
Одновременно с учреждением Комитета под председательством К.И. Оппермана, император Николай Павлович обратился с рескриптом, от 14 мая 1826 года, к министру народного просвещения адмиралу А.С. Шишкову:
Обозревая с особенным вниманием, устройство учебных заведений, в коих Российское юношество образуется на службы Государству, Я с сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого единообразия, на коем должно быть основано, как воспитание, так и учение
С целью устранения такого «важного недостатка в нашей учебной системе», был учрежден особый «Комитет устройства учебных заведений», под председательством А.С. Шишкова.
Задачи комитета:
- сличить все уставы учебных заведений империи, начиная с приходских до самих университетов;
- рассмотреть и сличить курсы учений, в них преподаваемых, приведя для сего предварительно на вид, по каким книгам или сочинениям оные преподаются;
- уравнять совершенно по всем местам империи все уставы оных заведений, сообразуясь со степенями их возвышений, допустив должные изменения для округов: Дерпского и Виленского;
- определить подробно на будущее все курсы учений, означив и сочинения, по коим оные должны быть преподаваемы.
Учреждение и деятельность обоих комитетов в первый же год царствования императора Николая показывает, что необходимость реформы школы вызывалась не столько требованиями новых педагогических идей, сколько политических обстоятельств и соображений.
Новые кадетские корпуса
1 февраля 1830 г. император утверждает «Положение о губернских Кадетских корпусах», на основании которого стали открываться кадетские корпуса как за счет казны, так и местного дворянства. Первоначально было решено учредить корпуса в Новгороде, Туле, Тамбове, Полоцке, Полтаве и Елизаветграде, каждый на 400 воспитанников. В кадетские корпуса в этих городах могли поступать дети из близлежащих губерний. При этом было специально определено, какая губерния приписана к тому или иному корпусу.
К 1855 г. было открыто 17 кадетских корпусов, десять из которых просуществовали до 1918-1919 гг.
|
![]() |
Нижегородский графа Аракчеева Кадетский корпус |
|
Кадетские корпуса, подведомственные Главному начальнику военно-учебных заведений, распределялись по трем военно-учебным округам: Петербургскому, Московскому и Западному.
В эпоху Николая I в кадетских корпусах воспитывалось до 6700 воспитанников, ежегодно выпускалось 520 человек. В 1825-1856 гг. из кадетских корпусов было выпущено 17653 офицера.
Лето в палатках
Все кадетские корпуса того времени представляли собой интернаты со штатной численностью от 100 до 1000 воспитанников, разделенных на роты (гренадерскую, мушкетерскую, неранжированную). Каждая рота состояла из 100-120 кадет приблизительно одного возраста и непосредственно подчинялась ротному командиру.
На лето кадеты выводились в лагерь и жили в больших палатках, по 50 человек в каждой. Для петербургских кадетских корпусов лагерь располагался до 1829 г. в Красном Селе, а затем под Петергофом. Московские корпуса с 1832 г. располагались лагерем близ села Коломенское. Главнейшими лагерными занятиями были строевые учения (ротное, батальонное). Во время лагерных сборов большое внимание уделялось экскурсиям как ближним, так и дальним, различным спортивным занятиям, цель которых состояла в укреплении здоровья кадет.
В кадетских корпусах было расширено преподавание математики с тем, чтобы выпускаемые в артиллерию и инженерные войска имели достаточную общую подготовку. В 1834 году в программы впервые включается преподавание гимнастики. В помещениях рот надлежало иметь красные доски для показа на них фамилий отлично учившихся кадет и черные для нерадивых или, как тогда любили говорить, «дурных кадет». На каждого кадета была заведена аттестационная тетрадь, куда вносились хорошие и дурные поступки кадет, их характеристика и меры для исправления плохих наклонностей.
Храмы кадетских корпусов
Первостепенное место в процессе воспитания кадет принадлежало церкви, и даже весь уклад жизни корпуса покоился на православном календаре. Религиозное воспитание, лежавшее в основе нравственного воспитания, достигая глубины кадетских сердец прививало им не только любовь к Богу, но и чувство долга, любовь к великой Родине, почтительность к родителям, преданность Государю, уважение к старшим.
|
![]() |
Домовая церковь в Кадетском корпусе. 1890-е годы |
|
Сразу после закладки первого камня в основание здания для вновь учрежденного корпуса начиналось строительство корпусного Храма. Дата окончания строительства Храма становилась одним из самых почитаемых кадетами праздников.
Храмы отличались богатством убранства и имели редкие иконы, подаренные членами императорской семьи или местными меценатами.
Например, для церкви Суворовского кадетского корпуса, был высочайше пожалован иконостас, находившийся при армии А.В. Суворова во время ее вступления в Варшаву в 1794 г., а затем — при главной штаб-квартире императора Александра I во время его походов за границу в 1813-1814 гг.
Корпусная церковь 1-го Московского Екатерины II кадетского корпуса, располагавшегося в Екатерининском дворце в Лефортово, была знаменита тем, что принцесса Анхальт-Цербстская, будущая императрица Екатерина II, приняла в этой церкви православие.
Почти у всех кадет у изголовья кровати висел образок-благословение из дома, перед которым они совершали молитву каждое утро и при отходе ко сну.
Классы и курсы
В 1832 г. с целью дальнейшего усиления контроля военного ведомства над корпусами создается Управление военно-учебных заведений и Штаб управления военно-учебными заведениями, позднее преобразованный в Главный штаб. Полномочия его начальника были приравнены к власти министра.
В контексте этих преобразований следует рассматривать и последовательное ужесточение мер дисциплинарного характера: воспитанники находились под неусыпным контролем воспитателей. Их приказания не подлежали обсуждению. Выход из ворот корпуса для кадета был возможен лишь в сопровождении служителя или родственников.

Первый Московский Кадетский корпус
В 1836 г. Главным начальником военно-учебных заведений был введен новый Устав военно-учебных заведений. В соответствии с ним кадетские корпуса делились на 2 класса.
Кадеты корпусов 2-го класса после 5 лет учебы поступали в корпуса 1-го класса. Кадеты губернских корпусов, которые первоначально не имели специальных классов, по окончании общих переводились в Дворянский полк, где по окончании специальных классов производились в офицеры.
Для кадетских корпусов 1-го класса, все предметы делились на три курса:
- приготовительный (1 год),
- общий (5 лет),
- специальный (3 года).
В приготовительных классах преподавались основы Закона Божьего, чтение и письмо по-русски, по-французски и по-немецки, начальный курс арифметики, чистописание и рисование; в общих и специальных классах — Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, механика, естественная история, физика, химия, русская и всеобщая история, география, законоведение, статистика, артиллерия, тактика, военная топография, начертательные искусства, гимнастика, фехтованье и танцы.
В специальных классах проходили дифференциальное и интегральное уравнения для готовящихся в артиллерийское и инженерное училища. Во время летних лагерей и каникул старшие кадеты, остававшиеся в корпусе, занимались топографическими работами. Для чтения издавался специальный литературный журнал, представлявший сборник лучших произведений того времени. Детских книг в то время не издавалось.
Каждому учебному предмету был определен такой объем, чтобы все предметы, сообразно их важности, составили целостную программу курса. Программа была рассчитана на среднего кадета и подлежала обязательному усвоению.
Кроме подробных программ были составлены конспекты; учебники для изучения этих программ были заказаны профессорам и выдающимся учителям. Более 50 учебников было составлено известнейшими педагогами того времени.
Цель воспитания кадет
В 1848 г. Главным Управлением военно-учебных заведений при непосредственном участии Великого князя Михаила Павловича было составлено «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений», объясняющее цель создания кадетских корпусов.
«Доставить юному военному дворянству приличное сему званию воспитание, дабы укрепить в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности и, обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо нужно, сделать их способными с пользою и честью служить Государю, и благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности Престолу. Христианин, Верноподданный, Русский добрый Сын, надежный товарищ, скромный образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер — вот качества, с которыми воспитанники Военно-Учебных заведений должны переходить со школьной скамьи в ряды Императорской Армии с чистым желаньем отплатить Государю за его благодеяния честной службой и честной жизнью»
Источник: histrf.ru