Медиа-проект об образовании, направленный на формирование чувства значимости, сопричастности, гордости, единения и любви к своей Родине

История Российского кадетства: от навигационной школы к первому корпусу

Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России. Возникнув еще в XVIII веке они стали первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих.

Пролог

Кадетами (фр. — младший, несовершеннолетний) назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий до производства их в 1-й офицерский чин. Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производного от латинского «капителлеум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава».

В России до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после революции 1917 г. в разное время функционировало до шести русских кадетских корпусов.

Школы математических и навигацких наук

Когда в 1689 г. Петр I был провозглашен Императором, одной из его первоочередных задач стало создание в России постоянного войска с грамотным командным составом. Петр осознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границей, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии. Создание регулярной армии, вооруженной современным оружием, вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими подразделениями и частями.

14 января 1701 г. вышел Указ «Великий государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич указал Именным Своим повелением быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению».


Сухарева башня
Сретенка. Вид на Сухареву башню, конец XIX века.
Улицу замыкала Сухарева башня, возведенная в самом конце XVII века, в которой помещалась созданная Петром I Школа математических и навигацких наук.

В 1715 году   в Санкт-Петербурге императором была учреждена Морская академия или академия морской гвардии. В Проекте Морской Академии, который был представлен Петру его автором бароном Сент-Илером впервые было употреблено слово кадет, но в силу морской специфики и французского авторства звание кадет еще не было официально введено в оборот.

Источник: histrf.ru

Первый кадетский корпус

29 июня 1731 г. после принятия Указа императрицы Анны Иоанновны о создании Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, после которого во всех официальных документах появилось слово кадет и кадетский корпус.

Источник: cadethistory.ru

Императрица Анна Иоанновна, откликнулась на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус. Разработка проекта положения о корпусе была поручена графу Миниху. В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетских корпусов.

Уникальные программы и первый устав

В ноябре 1731 г. был утвержден Устав корпуса кадет шляхетских,  в соответствии  с которым в корпус принимались исключительно дворяне, обученные грамоте; учебный курс разделялся на четыре класса и в трех высших продолжался 5-6 лет; при распределении предметов по классам все пройденное в низших классах повторялось в высших; в процессе учебы кадеты руководствовались  расписанием занятий на неделю.

В Уставе указывалось:

«- все кадеты проживают вместе на территории корпуса и над ними устанавливается надзор со стороны воспитателей;

— корпус делится на две роты сотенного состава; в комнатах кадеты размещаются по 6-7 человек, из которых один назначается старшим;

— из числа офицеров один капитан с поручиком назначается дежурным на неделю, он безотлучно находится с кадетами;

— надзиратели должны воспитывать в кадетах учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками;

— кадет обучают строевой подготовке, они участвуют в парадах, учатся нести караульную службу; каждую треть года в корпусе должны проводиться частные, а в конце года публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета и других высокопоставленных государственных чиновников».

В программу обучения  наряду со специальными военными предметами, были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук.  В корпусе изучались «российская словесность» (язык и литература), история (в том числе история Древней Греции и Рима — курс, которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных, французских и немецких переводах, но и на латинском языке), геральдика и генеалогия. Кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам, юриспруденции, новым и древним языкам. На протяжении всего времени существования кадетских корпусов курс обучения и программы периодически менялись.

К моменту открытия корпуса в России не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических разработок по преподаванию большинства предметов, определенных для изучения в кадетском корпусе. В Петербурге нельзя было достать большинства книг и приборов, необходимых для обучения. Приходилось просить военных инженеров в Нарве, Ревеле, Риге направить в кадетский корпус книги, учебное оборудование, линейки, циркули, различную амуницию и другие предметы, необходимые для учебного процесса. Опыта обучения одновременно гражданским и военным дисциплинам не существовало. Все приходилось делать впервые.

К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с университетским образованием. Более тщательным стал отбор преподавателей и корпусных офицеров.

Вот почему выстраданная в первые годы существования кадетского корпуса система обучения кадет в дальнейшем по своему значению вышла далеко за рамки этого учебного заведения и стала служить определенным эталоном для программ вновь создаваемых кадетских корпусов и других учебных заведений.


Первый Кадетский корпус
Первый Кадетский корпус
 

С первых дней своего существования корпус находился под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Ни один из кадетских корпусов не подвергался внедрению такого количества новаций и столь частому корректированию учебных программ, как 1-й кадетский корпус. Каждый из властителей России стремился внести свой вклад в воспитание кадет, почитая это за высшее для них благо. Царствующие особы регулярно посещали корпус, дарили ему свои портреты, парадные мундиры, оказывали другие знаки царской милости. Директора корпуса назначались только с согласия императрицы или императора.

За первые 70 лет существования 1-го кадетского корпуса из его стен было выпущено 3300 воспитанников, многие из которых добились выдающихся достижений на поприще государственной службы, науки и искусства.

Источник: cadethistory.ru


Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.