Медиа-проект об образовании, направленный на формирование чувства значимости, сопричастности, гордости, единения и любви к своей Родине

История Российского кадетства: военные школы Александра I

К началу царствования императора в России существовало всего четыре военно-учебных заведения для подготовки офицерских кадров. Александр I предложил дворянству подумать о создании губернских военных училищ и воплотил в жизнь свои “План военного воспитания”

Пролог

Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России. Возникнув еще в XVIII веке они стали первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих.

14 января 1701 г. вышел Указ Петра I об открытии Школы математических и навигацких наук, которая позволила готовить будущие военные кадры  для руководства подразделениями и частями.

29 июня 1731 г. по Указу императрицы Анны Иоанновны был создан Сухопутный шляхетский кадетский корпус, после которого во всех официальных документах появилось слово кадет и кадетские корпуса.

Идеи и предложения

К началу царствования императора Александра I (1801-1825) в России существовало четыре военно-учебных заведения для подготовки офицерских кадров. Между тем, обширность территории, отсутствие средств у большинства дворян давать детям соответствующее образование и постепенно возраставшие потребности армии в хорошо подготовленных офицерах приводили правительство к справедливому заключению, что количество соответствующих военно-учебных заведений слишком недостаточно. 

Император предложил подумать о создании губернских военных училищ.

Неизвестный художник. «Портрет Александра I» 1800-е. Эрмитаж (Санкт-Петербург).

План военного воспитания

21 марта 1805 г. появляется разработанный при непосредственном участии Александра I «План военного воспитания».

В существенных чертах план сводился к следующему:

  • Военное воспитание юношества начинается в губернских военных училищах и оканчивается в двух “высших” кадетских корпусах в Санкт-Петербурге.
  • Число воспитанников, обучающихся во всех губернских военных училищах, простирается до 3 тыс. человек, разделенных на 25 рот.
  • Воспитание в сих училищах разделяется на часть учебную и часть военных упражнений.
  • Обучение воспитанников производится в местных губернских гимназиях, а военные упражнения – в самих военных училищах.
  • Продолжительность обучения в классах гимназий установлена в 5 лет.
  • Воспитанники обучаются всем положенным в гимназиях предметах, кроме латинского языка, взамен которого им преподаются начальные основания фортификации.
  • По окончании учения в гимназии производится публичное испытание, после которого воспитанники, признанные во всех отношениях годными к продолжению военной службы, отправляются в столичные корпуса, для продолжения военного образования; все же остальные, т.е. признанные “по слабости здоровья или другим причинам” неспособными к военной службе, направляются в университеты.
  • В столичных корпусах, 1-м и 2-м, курс обучения продолжается три года и заключает в себе “все те науки и практические занятия, которые необходимы будущим офицерам всех частей, армию составляющих, так, чтобы каждый воспитанник мог приобрести общие познания военного искусства, как-то: инженерного, со включением генерал-штаба, и артиллерийского, совокупно познаниями пехотной и кавалерийской службы” .

Пажеский корпус

В 1802 году в Санкт-Петербурге учреждается Пажеский корпус, который стал преемником Придворного пансионата, созданного императрицей Елизаветой Петровной. По указу Александа I Пажеский корпус становится военно-учебным заведением закрытого типа.

В уставе отмечалось, что

«корпус сей есть такое военное установление, где благородное юношество через воспитание приуготовляется к воинской службе строгим повиновением, совершенною подчиненностью и строгим принуждением, но добровольным выполнением должностей своих. Пажеский корпус — привилегированное учебное заведение, цель которого – доставить сыновьям заслуженных родителей, предназначенных к офицерской службе преимущественно в войсках гвардии, как общее военное образование, так и соответствующее их предназначению воспитание».

 

В 1810 г. Пажеский корпус был переведен в здание бывшего Воронцовского дворца, где до 1801 г. располагался Капитул Мальтийского ордена, которому покровительствовал Павел I. Этот факт чисто внешней преемственности получил неожиданное развитие в системе воспитания пажей.

Источник: cadethistory.ru

Белый мальтийский крест стал его официальным знаком: Мальтийские кресты были изображены на корпусном знамени, они сохранились во внутренней отделке помещений. Знак Пажеского корпуса так же был исполнен в виде Мальтийского креста. Его получали выпускники корпуса.

«Пажеский знак» — для воспитанников, окончивших корпус. Источник: regiment.ru

В корпусе помимо православной церкви в память о прежних владельцах здания осталась и католическая (Мальтийская) капелла — случай беспрецедентный в истории военно-учебных заведений России. Заветы мальтийских рыцарей, выбитые на стенах капеллы, были взяты воспитанниками Пажеского корпуса в качестве моральных и этических норм.

Они гласили: «Ты будешь верить всему тому, чему учит церковь», «Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником», «Ты будешь любить страну, в которой родился», «Ты не отступишь перед врагом», «Ты будешь вести с неверными постоянную и беспощадную войну», «Ты не будешь лгать и останешься верным данному слову», «Ты будешь щедр и будешь всем благотворить», «Ты везде и повсюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла».

Источник: cadethistory.ru

При Александре I Пажеский корпус окончательно превратился в военно-учебное заведение. А пребывание корпуса в зданиях, где витал дух рыцарства способствовал культивированию среди пажей рыцарских традиций. Каждому поступавшему в корпус выдавалось Евангелие с белым мальтийским рыцарским крестом и Заветы мальтийских рыцарей.По существу, это было элитарное военно-учебное заведение с особыми привилегиями, одной из которых являлось несение службы при Высочайшем дворе в дни христианских праздников, дни рождения императора и членов императорской семьи.

Горный кадетский корпус

В 1804 г. Горное училище, образованное в октябре 1773 г. для подготовки горных инженеров, преобразуется в Горный кадетский корпус. В корпусе были приготовительный и 8 классов: четыре нижних, два средних и два верхних. Воспитанники четырех низших классов назывались кадетами, двух следующих — кондукторами, а в старших классах обучались офицеры.

С момента основания Горный кадетский корпус находился в ведении Горного департамента, хотя общие правила поведения, обучения и воспитания были заимствованы из документов, разработанных для кадетских корпусов.

В 1833 г. Горный кадетский корпус переименовывается в Горный институт, и корпус прекращает свое существование. Следует отметить, что далеко не все российские исследователи причисляют его к системе кадетских корпусов, возможно, в первую очередь, это было вызвано подчиненностью корпуса Горному департаменту, а не цесаревичу Константину Павловичу, который в это время принял на себя командование кадетскими корпусами. Вместе с тем, это заведение, подготовившее сотни опытных горных инженеров, заслуживает того, чтобы его поставить в один ряд с теми военными учебными заведениями, которые были учреждены при Александре I.

Гардемарин 1724 года и кадет 1752 года (с литографии Прохорова, 1852 г.)

Финляндским кадетским корпусом

В 1812 г. в Финляндии в местечке Гаапаньеми Куопиоской губернии создается Гаапаньемский Топографический Корпус, который сыграл важную роль в подготовке для российской армии военных топографов, необходимых для составления географических карт, проведения рекогносцировки местности, исследования судоходных рек и т.д.

Первоначально в корпусе было 6 кадет и 10 офицеров. Через четыре года специальный характер этого заведения изменился, и с увеличением средств на его развитие оно начинает готовить молодых людей, уроженцев Финляндии, во все рода войск российской армии. В мае 1819 г. топографический корпус переводится в г. Фридрихсгамн и начинает именоваться Финляндским кадетским корпусом. По штату в нем было положено иметь 30 казенных и 30 своекоштных воспитанников. Корпус расформирован в 1903 г.

Совет о военно-учебных заведениях

При Александре I было положено начало системе управления военно-учебными заведениями России из единого центра. По указу от 29 марта 1805 г. учреждается особый «Совет о военно-учебных заведениях», первейшая задача которого состояла в унификации всей системы воспитания и образования в кадетских корпусах. Первым председателем Совета стал брат императора Великий князь Константин Павлович.

Создание Совета положило начало деятельности государственного органа, который был обязан координировать составление учебных программ для военно-учебных заведений, выпуск учебных пособий и учебников и осуществлять контроль за качеством преподавания и воспитания в кадетских корпусах.

Франц Крюгер, “Портрет Александра I”

При Александре I в кадетских корпусах продолжало укрепляться военное начало. К этому времени в кадетских корпусах сложились коллективы образованных офицеров, набранных, главным образом, из числа выпускников тех же корпусов. В кадетской среде укореняются собственные понятия о чувстве чести и долга, прочно связывавших однокашников духом бескорыстной дружбы не только в стенах корпуса, но и за его пределами в течение долгих лет жизни.

Источник: сadethistory.ru

 


Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.