Медиа-проект об образовании, направленный на формирование чувства значимости, сопричастности, гордости, единения и любви к своей Родине

6 познавательных мультфильмов, о которых вы забыли

Лучшие образцы советского научпопа: сценарии Сапгира и Заходера, съемки Качанова и Норштейна, музыка Шаинского и Артемьева. В кадре — динозавры, олимпийцы, космонавты и перуанские индейцы. Смотрим всей семьей!

Научно-популярные мультфильмы советских аниматоров интересны и с худо­жественной, и с образовательной точки зрения. Мы выбрали те из них, с которыми вы, возможно, не знакомы.

«Главный Звездный»

Режиссер Роман Давыдов, 1966

Сценарий этого фильма об историческом развитии астрономии написали Ген­рих Сапгир и Геннадий Цыферов. Мы узнаём о том, как человек постепенно постигал Вселенную — от первобытного наименования светил к покорению космоса. Особенно интересен эпизод, где герои отправляются в будущее: редкий образец фантастики в советской мультипликации середины 1960-х.

«Гора динозавров»

Режиссер Раса Страутмане, 1967

Драматург и редактор Аркадий Снесарев, взяв за основу гипотезу французских палеонтологов о причинах вымирания динозавров, сделал картину небывалого жанра — это детская познавательная притча-трагедия. Главный посыл карти­ны — не научный, а морально-этический: если относиться к своим обязанно­стям формально — жди катастрофы. Гибель неродившегося динозаврика, его диалог со скорлупой яйца, которая не дает малышу вылупиться, поскольку ее задача — защищать его и сохранять тепло, — одна из самых драматичных сцен за всю историю советской мультипликации.

«Коля, Оля и Архимед»

Режиссер Юрий Прытков, 1972

Мультфильм рас­сказывает об эпохе Архимеда и его научных открытиях. Принцип действия механизмов, основанный на архимедовых законах, хорошо известен, но сами конструкции до наших дней не сохранились, и режиссер фильма «спроекти­ровал» их заново. Получилось очень наглядно и убедительно.

«Детство Ратибора»

Режиссер Роман Давыдов, 1973

Экранизация романа Валентина Иванова «Русь изначальная» показывает детям быт и уклад восточных славян VI века. Перед художником фильма Виктором Никитиным стояла сложная задача: воссоздать мир, сведения о котором скорее отрывочны, и он с ней замечательно справился, хотя некоторые его изобрази­тельные находки не вполне исторически достоверны. Монументальная былин­ность в облике главных героев, тонкое колористическое мастерство в декора­ционной части, яркие батальные сцены — все это делает фильм выдающимся произведением рисованного кино.

«Легенды перуанских индейцев»

Режиссер Владимир Пекарь, 1978

Это совместная работа режиссера Владимира Пекаря, заинтересовавшегося ри­сунками исчезнувшего индейского племени мочика, антрополога Юрия Берез­кина, реконструировавшего их мифологию с упором на важную для конца 1970-х тему борьбы за мир, и художницы Татьяны Колюшевой, подобравшей к этому материалу своеобразный орнаментальный стиль. Композитор Эдуард Артемьев проявил себя как прекрасный стилист.

Цикл «Рассказы о профессиях»

Режиссер Борис Акулиничев, 1985–1987

Этот цикл из четырех фильмов посвящен истории разных отраслей про­мыш­ленности и сельского хозяйства. Первый фильм — «Повелители мол­ний» — рассказывает об электричестве, законах термодинамики, современной энер­гетике; «Каменные музыканты» — об истории архитектуры и строитель­ства; «Помощники Гефеста» — о металлургии; «Молочный Нептун» — о произ­вод­стве молочных продуктов.

 


Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.