Долг или удовольствие, рутина или самореализация — заботу о ребенке можно воспринимать очень по-разному. Ученые НИУ ВШЭ выделили пять моделей современного родительства.
Казалось бы, родительская забота — вещь очевидная и понятная. Это уход за малышом, занятия, игры, чтение сказок на ночь, совместный просмотр мультиков. Однако на деле семьи по-разному понимают родительские обязанности.
Модели родительства зависят от того,
- кто заботится о ребенке и каковы роли мужа и жены в семье;
- как понимаетсяя забота;
- какие эмоции испытывают родители;
- работают ли мать и отец и как они воспринимают свою профессию;
- какова степень самореализации родителей.
В каждой модели — свое содержание родительских ролей, свой репертуар родительских практик, свои эмоции.
Модель 1. Родительство как репродукция
Ключевые слова: «природа», «данность».
Родительство в этой модели понимается как естественная функция, призвание женщины связывается с материнством. Основная забота возложена на мать, а отец выглядит отстраненным и несведущим. Появление детей в таких семьях представляется «как данность» или как «нечто, что происходит спонтанно». Родительство оценивается положительно, рассказы о нем «имеют смысл успешно осуществленного этапа жизненного цикла».
Модель 2. Все как у людей
Ключевые слова: «пора», «надо».
В этой модели родительство вписано в традиционную гендерную культуру. Жена — хранительница семейного очага. Материнство мыслится как часть женской идентичности. Женщины стараются быть «хорошими матерями» в том, что касается питания, одежды, здоровья ребенка и пр. Это родительство со знаком плюс, с удовлетворением от своей роли.
Муж — «добытчик», «кормилец». Главы семейства нередко считают, что их близкие «ни в чем не нуждаются». Но в воспитании ребенка роль отца оказывается эпизодической («виновата» работа). Прогулка, купание, иногда игры — вот, по сути, и весь список обязанностей для отца.
Особое значение в таких семьях придается «норме» (возраста, поведения и пр.). Такая модель согласуется с традиционной женской биографией: после окончания учебы и получения работы можно подумать и о детях.

Portrait of affectionate family of four in isolation
Модель 3. Родительство как обязанность
Ключевые слова: «долг», «преодоление трудностей», «рутина».
Родительство выглядит как набор задач и проблем. Обязанности мамы и папы становятся рутиной. Забота о детях в этой модели расценивается как ограничение в профессии и в жизни. В таких семьях контраст гендерных ролей может вести к конфликтам. Женам нередко приходится радикально менять образ жизни («Ты находишься дома, бытовуха…»), а муж «стандартно работает, приходит поздно, общается, как было до родов». Отцы в этой модели стараются материально обеспечить семью — считают это своим долгом. Мужчины сетовали, что ради достатка в семье вынуждены мириться с нелюбимой работой.
Такое восприятие родительства сопряжено с усталостью и неудовлетворенностью. Пара нередко ищет помощи у родных, близких и друзей.
Модель 4. Дети как проект
Ключевые слова: «сознательный выбор».
Родительство рационализируется, становится результатом осознанного решения респондентов. Семьи соотносят появление ребенка, жизненные планы и условия: получение образования, карьеру, «квартирный вопрос», достаток. Материнство и отцовство вписано в общую жизненную траекторию. Пара ведет переговоры, обсуждает распределение ролей, планы о рождении ребенка и пр.
Родительские обязанности для респондентов значимы, но свои интересы тоже важны. В такой модели в заботе о ребенке неизбежно участвуют родственники или поставщики услуг (детский сад, няня). Причем пары тщательно выбирают медицинские и образовательные сервисы для детей — советуются с другими родителями, в том числе в интернет-форумах. Одним из критериев выбора служат интересы и склонности ребенка.
Такое родительство расценивается двойственно:
- с одной стороны, баланс между заботой о детях и карьерой приносит удовлетворение;
- с другой стороны, существует «боязнь неправильного выбора» у родителей-неофитов;
- чувство родительской ответственности может вызывать беспокойство.
Модель 5. Воспитание как творчество
Ключевые слова: «самореализация», «профессионализм».
Забота о детях в этой модели выглядит как сфера собственного развития. Такая позиция больше характерна для матерей. Они, с учетом «традиционной гендерной культуры» и мер господдержки семьи, между работой и воспитанием детей выбирают второе.
«Такое родительство характеризуется рефлексивностью, является результатом планирования и соглашения между партнерами», — подчеркивают эксперты.
Развитие ребенка — эмоциональное, интеллектуальное, физическое — становится для матери приоритетом. Достижениями малыша измеряются и собственные достижения.
При этом материнство предполагает некую «профессионализацию»: приобретение специализированных знаний и навыков. Для этого женщины обучаются на курсах, занимаются самообразованием, обсуждают с другими родителями тонкости воспитания и ухода за детьми. Материнство может становиться основой профессионального выбора. Женщины готовы изменить свою трудовую биографию и получить дополнительное образование в области детской психологии, педагогики, педиатрии или организовать развивающий центр для детей.
В такой концепции родительства самооценка матерей повышается, они ощущают собственную значимость.
Источник: https://iq.hse.ru