Медиа-проект об образовании, направленный на формирование чувства значимости, сопричастности, гордости, единения и любви к своей Родине

Урал мари

В арт-галерее Ельцин Центра до 27 октября открыта экспозиция «Урал мари. Смерти нет». Больше года команда проекта ездила в экспедиции по деревням, где живут уральские марийцы.

Что будет после смерти и куда уходят мертвые? Каждая культура производит свой собственный ответ, но все они стремятся к одной цели – бессмертию. Современный городской житель старается вообще не думать о плохом. В деревнях, где сохранился традиционный уклад, убеждены в существовании иного мира: с ним постоянно поддерживается связь, живые влияют на мертвых, а мертвые – на живых. Смерть составляет такую значительную часть деревенской жизни, она всегда так близка и возможна, а границы между мирами такие тонкие, что смерти – как ухода навсегда, как бесследного исчезновения – и вовсе нет.

Больше года команда проекта ездила в экспедиции по деревням, где живут уральские марийцы. Марийцы живут современной деревенской жизнью – ходят на работу, покупают бытовую технику, смотрят телевизор и читают газеты. А в особые моменты вспоминают о своих языческих традициях – по праздникам угощают умерших родных их любимой едой, общаются с ними во снах, получают их просьбы или предсказания и стараются не портить отношения.

Всего каких-то сто лет назад похожие магические практики были характерны не только для марийцев, но и для русских и любых других предков современных горожан. Мы по-прежнему носим цветы на кладбище – «угощаем» наших родных, верим в приметы и ищем знаки сверхъестественного в нашей городской супер-рациональной реальности. Так что быть марийцем – это значит хранить свои традиции дольше других.

Колонизация марийцев во времена Российской империи, а затем советская власть и глобализация частично разрушили традиции. Марийцы массово русифицировались, уезжали в города, забывали язык. Сейчас многие городские и сельские жители пытаются вернуться к корням и, сами того не замечая, трансформируют их. Мы стали свидетелями живого процесса синтеза разных религиозных и мистических представлений – из рассказов дедушек и бабушек, телевидения, интернета и современной эзотерической литературы.

Первое знакомство авторов с финно-угорской культурой, сохранившейся на территории России, состоялось в 2014 году, во время экспедиции на родительский день Семик. Для коми-пермяков Семик — один из самых важных дней в году, когда на кладбищах встречаются соседи и родственники из разных деревень и городов и обильно кормят умерших предков. В некоторых местах коми-пермяки после кормления покойных родственников идут на старые кладбища или святилища — где читают “специальную молитву” (заговор), посвященную основателям деревень и мифологическим праотцам.Работа над проектом продолжалась до 2019 года, ее результатом стали несколько мультимедийных выставок, книга и сайт «Урал мари. Смерти нет».

Выставка является специальным проектом 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства и реализована при поддержке фонда «Хамовники» и Центра документальной фотографии «Фотодок».

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.