Медиа-проект об образовании, направленный на формирование чувства значимости, сопричастности, гордости, единения и любви к своей Родине

Алапаевская узкоколейка: дорога жизни длиною в 146км

Алапаевская узкоколейная железная дорога празднует своё 120-летие. Уже более ста лет она является главной транспортной артерией для нескольких населённых пунктов.

Алапаевская узкоколейная железная дорога — одна из крупнейших узкоколейных пассажирских железных дорог с шириной колеи 750 мм в России и в мире.

Строительство узкоколейной железной дороги началось еще до революции – в 1894 году. Этим занимался Алапаевский железоделательный завод, которому был необходим древесный уголь. Официальное открытие АУЖД произошло в 1898 году. Тогда был введен в эксплуатацию участок Алапаевский завод – Мугай, ныне разобранный. В советское время протяженность АУЖД достигала по некоторым данным 600 (!) километров. Ее использовали для перевозки леса. Главный расцвет АУЖД пришелся на 1970-80-е годы, когда только леса по ней перевозилось более 1 миллиона тонн в год. Позже большую часть путей разобрали, рельсы сдали на металл. Действующий в наши дни участок дороги от Муратково до Санкино построили в 1958-61 годы. Позже АУЖД пересекла и реку Туру, возник поселок Калач.

За 120 лет протяженность Алапаевской узкоколейки с прежней сократилась  до 170 километров, а число станций — до 15. Сейчас протяженность узкоколейки от Алапаевска до Калача составляет 149 километров, однако из-за переноса вокзала к депо фактически длина железной дороги теперь 146 километров.

https://pikabu.ru

 

Причём 15 — официальные данные. В реальности же на одном только участке между станцией Угольной  и посёлком Березовским из 8 полноценных остановочных пунктов  “в живых” осталось всего два: Угольная и Ельничная.  Другие станции либо заброшены, либо вовсе исчезли с лица земли. Например, на станции Чернышовка из всей инфраструктуры наличествует лишь стрелка, которую машинистам, желающим повернуть на Березовский, приходится переводить вручную

Алапаевскую узкоколейку по праву называют дорогой жизни. Только она связывает с цивилизацией отдаленные населенные пункты Алапаевского района: Ельничную, Гаранинку, Строкинку, Берёзовку, Муратково, Калач.

В 2014 на Алапаевскую узкоколейную железную дорогу поступил новый подвижной состав,тепловоз ТУ7А-3367 и два плацкартных вагона. Их изготовили по спецзаказу на Камбарском машиностроительном заводе, проект получился уникальным. Локомотив снабжён мощным двигателем с гидропередачей, вагоны отапливаются с помощью дизельного топлива (а не углём, как было раньше), поддерживать температуру зимой помогает современная система утепления и пластиковые окна, для пассажиров подготовлены мягкие полки и удобные складные столики, каких в старых вагонах нет.

https://pikabu.ru/

Живописными достопримечательностями эта часть Свердловской области обделена. Вокруг леса и болота. Тем не менее, сама по себе Алапаевская узкоколейка стала привлекательным туристическим объектом. Прокатиться по ней приезжают не только уральцы, но и гости из других регионов страны, а иногда даже из-за рубежа. Где еще найдешь такую экзотику!

Путешествие по АУЖД начинается в Алапаевске. Вокзал и депо Алапаевской узкоколейной железной дороги находятся в стороне от центра города


Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.